Горный поход с детьми

Если вы рассматриваете горы, как место для похода со своими (или не только своими) детьми, то пару вещей из этой статьи вам будет полезно узнать. Если конечно, вы не горный турист со стажем.

Мои дети живут не со мной и планируя нашу летнюю встречу, я решил что мы должны провести время так, как еще ни разу вместе не проводили. При этом должен быть элемент трудностей и испытаний. Я решил пойти с ними в горы. Так как я давно хотел побывать в Грузии, то мне очень нравилась идея похода не Казбек со стороны Грузии, но прочитав описание маршрута http://sportnrelax.com/tours/voshozhdenie-na-kazbek-5033-m/, я решил что для первого раза такой поход с детьми (дочь 19 и сын 12 лет) — это крутовато и решил для начала пойти в горы Сочи, а уж если всех зацепит горная романтика, то на следующий год — на Казбек.

Сочи встретил нас нереальной жарой и еще более нереальной духотой (было начало августа), до похода у нас был один день, но показать детям набережную Сочи я решил не раньше позднего вечера, когда солнца уже не было. Днем же мы отправились в магазин и купили всю недостающую экипировку. И вот здесь будет лайфхак №1 (для чайников, как и я) — обувь. Обувь нам нужна была треккинговая, непромокаемая, ее я детям и купил, но совсем не учел, что нужно ее разносить перед тем как лезть в горы! На наше большое счастье обувь стала натирать не сразу и не сильно. Вообще к списку необходимого оборудования советую отнестись максимально внимательно, тк ни магазинов, ни доставки в горах нет.

На следующий день утром за нами заехал инструктор и мы выдвинулись из Сочи в Красную поляну, где закупились продуктами, в последний момент спохватились насчет powerbank для гаджетов, тоже его купили и отправились на подъемнике наверх, проехав первую тысячу с комфортом. И здесь появляется лайфхак №2 — покупка продуктов. Наш инструктор свои продукты нес сам, а нам набирал еду, исходя из каких-то своих соображений, но достаточно сказать, что когда мы собрались спускаться, я около 4 кг еды отдал семейной паре с 3 детьми — сам по себе жест прекрасный, но кто ходил в горы с рюкзаками, поймет что такое лишние 4 кг! Поэтому — мой совет, точно рассчитывайте количество приемов пищи и людей и сколько еды вам потребуется. Самое тяжелое — еда в стеклянной и металлической упаковке (консервы). Поэтому гурманские замашки лучше оставить на несколько дней внизу и взять еду вкусную и разнообразную, но при этом — легкую.

День первый

Первый день был самым трудным, тк предстояло с рюкзаками пройти 5 км до лагеря, из них 1 км очень круто в гору и 4 км градусов 30-45 С. Но без акклиматизации, по дневной жаре с рюкзаками мало не показалось никому. Кроме всего наш гид решил, что нам вода не понадобится в пути и поэтому мы вышли, имея только литр воды на троих. Жажда через три с половиной часа подъема нас настолько замучила, что я оставил детей и пошел вперед к роднику налегке, набрал воды, напился сам и принес, чтобы напоить детей. Гид же наш не считал нужным выполнять такой сервис.
Мы прошли перевал Медвежьи ворота (1940 м н.у.м.) и дошли до Бзерпинского карниза, где поставили палатки. Так как все наши маршруты проходили по территории Кавказского биосферного заповедника, то везде действуют строгие правила: палатки можно ставить только в специальных местах, костры жечь нельзя и ходить только по набитым тропам. Этих требований мы и придерживались.

День второй

Как говорил Фоменко, «утро добрым не бывает», особенно не бывает добрым первое утро в походе после ночевки в трехместной палатке втроем, ибо жестко, тесно, ночью так холодно что спишь в одежде, а утром так жарко, что пробкой вылетаешь из палатки. Спасает холодный ручей поблизости, в котором все умываются, моют руки и посуду, пьют воду.
После завтрака и небольшого дуракаваляния, мы отправились на Коготь, он же Пик Бзерпи (2482 м). От Бзерпинского карниза подъем занимает около часа, без рюкзаков вообще не сложен, зато открывает потрясающие виды и на Большой кавказский хребет и в сторону Красной поляны:

Горный поход с детьми: Фото №3
Горный поход с детьми: Фото №4

Пока мы отдыхали на вершине, рассматривая водопады и ледники на кавказском хребте, снизу наполз туман и полностью закрыл вид в сторону лагеря:

Но буквально за полчаса он так же быстро рассеялся, как и наполз, сделав обратную дорогу полностью видимой. Нафотографировавшись и насладившись величественными видами, мы спустились в лагерь и здесь я должен доложить о лайфхаке №3. А именно — в горах в это время года темнеет между 8 и 9 вечера. Насладившись закатом и ужином, вы понимаете, что на улице находится становится очень некомфортно из-за очень сильного ветра и холода, но спать еще совсем не хочется. Мы, к сожалению, не взяли с собой ни книг, ни карт, ни каких-то еще игр, поэтому каждый вечер мы забирались в спальные мешки и до остервенения играли в города, добавляя в конце страны, названия штатов и регионов.
А еще вечером этого дня, часа полтора, на правом склоне прогуливалась медведица с медвежонком, а так как наша палатка была крайняя, я под голову положил открытый нож на всякий случай. Хоть и говорят, что шансов бы не было, но все-же спокойнее как-то.

Горный поход с детьми: Фото №6
Горный поход с детьми: Фото №7

День третий

В этот день мы отправились на Семиозерье — в долину, где находятся — правильно, целых семь озер. Рядом друг с другом. Прекрасный радиальный выход, около 12 км в обе стороны, с возможностью искупаться в чистейшей воде, которую можно даже пить. Температура воды в августе в районе 18 градусов, и это самая лучшая температура в такой жаре! Освежает, при этом в воду заходить достаточно комфортно. Вода прозрачнейшая, дно видно даже на глубине. Сам маршрут тоже не сложный, практически полностью горизонтальный, без рюкзаков идти легко и радостно. С учетом купания в двух озерах и обеда, выход на семиозерье занимает целиком весь день, поэтому вернулись мы, когда уже начало смеркаться. К концу похода мои дети стали знать гораздо больше новых городов!

Горный поход с детьми: Фото №8
Горный поход с детьми: Фото №9

День четвертый. Спуск!

Спускаться оказалось намного веселее, чем подниматься. Во-первых, мы частично съели, частично отдали всю еду, а она весила килограммов десять точно! Во-вторых, мы взяли с собой достаточно воды и никаких проблем с жаждой не испытывали. Ну и самое главное — мы уже знали маршрут, соответственно настроились, что совсем немаловажно. В результате мы спустились за 2 часа и это, конечно была не легкая прогулка, но вполне нам по силам.
Как пел Высоцкий, если хочешь узнать человека — иди с ним в горы. Хотя он и имел в виду альпинистский маршрут, а у нас был обычный горный поход, считаю это хорошим опытом и для себя и для детей. Горы как будто снимают с человека его оболочку, оставляют только его суть, то какой он есть на самом деле, наружу выходят и слабости и достоинства. Я горжусь тем, как мои дети прошли через это небольшое четырехдневное испытание и рекомендую всем, по возможности, идти в горы!